Вы думали когда-нибудь про «упаковочные войны»? Если нет, то наверняка слышали. Например, инициативу по запрету пива в ПЭТ принято относить к этому разряду. Было ли это значимо или есть более серьёзные битвы, которые вы не заметили? Решите сами, прочитав статью, подготовленную для вас агентством PackagingAudit&Consulting на такую неоднозначную тему.
Цель данного материала - помочь определить и разделить, где/когда возникла борьба материалов, вызванная появлением новой технологии или другим изменением рыночных условий, а когда идет откровенная "упаковочная война".
Как начинаются упаковочные войны
По большому счёту, любая инновация на рынке упаковки может привести к «упаковочной войне» или рассматриваться с этой точки зрения. Вопрос только в нишах, которые это затронет, масштабах, определяемых размером рынка/сегмента и готовности к инвестициям со стороны заказчиков и производителей упаковки. Новые привычки и способы потребления, новые каналы товародвижения и способы покупок, нерыночные ограничения, могут привести к заметным изменениям на рынке упаковки.
Так почему же одни события и изменения называют трендами и инновациями, а другие запоминаются как «упаковочные войны»?
Есть несколько явных признаков, когда нормальная конкуренция технологий и материалов перешла в не нормальное метание копий.
• Ситуация, когда производитель, которого не устраивают статус кво или тенденции, сложившиеся на рынке, пытается изменить их путём введения ограничений, а не путём лучшего предложения или введения инновационных технологических решений.
• «Наблюдатели» могут явно выделить активных заинтересованных участников.
• Изменения предлагается провести в сжатые сроки.
Возникновение борьбы материалов без инноваций и изменения предпочтений способов потребления /использования является признаком упаковочной войны.
Самое интересное, что многие заказчики упаковки могут быть заинтересованы во встряске рынка и несмотря на показное неучастие, все внимательно следят за происходящим, и при появлении возможности подыгрывают одной из сторон. Но, конечно, профессионалам интереснее соперничество материалов и технологий, которое ведёт к развитию, а не запреты. Вернёмся к этому позже.
Кто ведёт упаковочные войны
Здесь всё как в большом мире, инициатор ищет спонсоров и привлекает сторонников, которые могут получить выгоды от изменения ситуации. Противоположная сторона делает тоже самое, отражая атаку. Чем весомее и масштабнее объём рыночного сегмента, тем больше шансов превращения изменений в войнушку. В результате запоминается не инициатор, и даже не тот, кто возможно выиграл, а тот, у кого хватило ресурсов раскрутить противостояние и довести его до развязки.